Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Иоанн Златоуст — один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой — появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец-офицер умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное библейским — при содействии известных преподавателей. Способствовала успешному постижению знаний и ярко выраженная природная одаренность самого ученика.

После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать давнишнее свое заветное желание — стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники.

Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих подопечных. Годы антиохийского священства были самым счастливым периодом его биографии. Именно тогда его стали называть Златоустом — с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства.

Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков и т.п.

В обличении пороков жителей столицы он не смотрел на чины, поэтому у него появилось много влиятельных врагов. Возглавляла недовольных сама императрица Евдоксия, которую архиепископ публично обвинял в несправедливости и пагубном пристрастии к роскоши. По ее инициативе в 403 г. был созван Собор, на котором Иоанна Златоуста под предлогом растраты собственности церкви лишили архиепископства и приговорили к изгнанию. Под давлением общественного мнения решение было отменено, но лишь временно: в 404 г. его отправили в Армению, а уже в 407 г. он скончался, так как его здоровье давно было подорвано тяжелыми заболеваниями и неуважительным обращением. Христианская церковь причислила его к лику святых.

Практически все духовное, творческое наследие Иоанна Златоуста сохранилось целиком. Обычно оставленные им труды делят на три категории – послания, речи и трактаты. В частности, сохранилось более 200 посланий, более 450 работ, комментирующих Новый завет и др. Кроме прозвища «Златоуст», его наградили лестным сравнением «христианский Демосфен».

Высказывания, цитаты и афоризмы Иоаннa Златоустa:

• Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети.

• Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».

• Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.

• Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

• Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.

• Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

• Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

• Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

• Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

• Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.

• Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.

• Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.

• Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

• Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.

• Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.

• Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.

Статья написана prepserafim

Перейти к верхней панели