В то время не далеко от города Тотьма, что и ныне простирается вдоль берега реки Сухоны в Вологодской области, угождал Богу своей святой жизнью старец — преподобный Феодосий (Суморин). Жители города относились с благоговением к этому святому старцу и даже прозвали его Феодосием Тотемским. А когда он решил основать в Тотьме монастырь, написали к правящему в то время царю Иоанну Грозному челобитную — просьбу разрешить это строительство. Просьба их была удовлетворена.
Чтобы это святое дело было успешным, игумен Спасо-Прилуцкого монастыря в 1554-м году благословил преподобного Феодосия иконой Богоматери. С той иконой святой старец явился в Тотьму и осуществил задуманное — основал здесь обитель. Икону впоследствии назвали Тотемской-Суморинской — по фамилии святого старца и по месту его подвигов. Монастырь также получил название по фамилии своего основателя. После смерти преподобного эта благодатная икона Божией Матери находилась в киоте перед ракой с его мощами в главном монастырском храме.
Она прославилась многочисленными чудотворениями. Удивительно, насколько духовно связана была эта святыня с преподобным Феодосием! Почти всегда больным, по их молитвам, преподобный являлся, держа в руках Тотемскую-Суморинскую икону. Но в 1919 году эту духовную связь попытались разорвать. Мощи старца были изъяты из обители безбожниками на целых 80 лет, святая икона пропала, а монастырь закрылся. Воссоздали древний образ лишь в 2002 году.
На одной из старых икон святой Феодосий был написан с Тотемской-Суморинской Богородицей. По этому изображению и восстановили утраченную реликвию. Теперь она, как и прежде, пребывает подле мощей святого старца в возрожденном Спасо-Суморином монастыре. Все вернулось на свои места!
Эта икона напоминает образ Пресвятой Богородицы «Державная», чудесно явленный в день отречения от престола последнего русского царя Николая II. Богоматерь на ней также изображена в короне и царственной одежде, ведь Она Царица Неба и земли. Но на иконе «Державная» скипетр и держава — символы царской власти — изображены в руках Богородицы, а на Тотемской-Суморинской их держит Младенец Христос. В годы безбожной власти, когда Россия осталась одна, без помощи и заботы отрекшегося от престола помазанника Божия, многие тысячи верующих обращались к Царице Небесной через икону Ее «Державная». В Ней одной они видели Заступницу и Утешительницу, потому что Она явилась на этой иконе с атрибутами царской власти, как бы говоря тем самым, что теперь Она, Богородица, взяла покровительство над Россией. Но кончились времена гонений на христиан, и те перь верующие могут свободно соединяться со Христом в Таинсве причастия Святых Даров. Он — Вседержитель, мудрый Управитель миром. Поэтому именно Он протягивает к нам, стоящим перед иконой Тотемская-Суморинская, скипетр.
Благословение скипетром — это знак высочайшей милости. «Благословение Божие на вас, всегда ныне и присно и во веки веков, аминь», — произносит священник в храме, обращаясь к верующим на главной церковной службе — Литургии. А зеленый фон иконы — это цвет Святого Духа — молитвы, возрождения. Перед иконой этой молятся о будущем России, о ее процветании, о том, чтобы дети посещали храмы Божии, и чтобы Господь не оставил их в трудную минуту. Особенно сильны молитвы перед иконой в день, когда Церковь празднует ее память — 10 февраля по новому стилю.
Молитва ко Пресвятой Богородице:
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.