С началом Великого поста!

История установления поста восходит ко временам сотворения человека. Заповедь о посте Господь дал людям ещё в раю: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17).  В Новом Завете пост предстаёт как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21).

Господь Иисус Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия и заповедал: «…когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17).

По слову святителя Василий Великого: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело».

Содержание Великого Поста

Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на части:

Четыредесятница — 40 дней, Лазарева Суббота — 1 день, Вход Господень в Иерусалим — 1 день, Страстная Неделя — 6 дней

Святая Четыредесятница. Чистый понедельник — 15 марта — начало Великого поста.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского.  Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина.

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста —  совершается чин Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Святых Икон.

Во второе воскресенье Великого поста —  совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста — выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными».

Среда четвертой Крестопоклонной недели называется «преполовением» Святой Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвёртое воскресенье — вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу (лестницу), как порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг — на пятой неделе совершается Стояние Св. Марии Египетской. На службе читается житие святой. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского полностью.

В субботу — на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». На службе читается великий акафист Богородице.

Неделя 5-я Великого поста — Преподобной Марии Египетской. Жизнь святой. Марии Египетской, прежде великой грешницы, служит для всех примером истинного покаяния и убеждает всех в неизреченном милосердии Божьем.

Неделя 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей»).

В пятницу седмицы ваий — окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота — воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря.

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Вербное воскресенье.

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа.

В самую строгую седмицу поста вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть, погребение. Каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную.

Великий Понедельник. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди.

Великий Вторник. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде.

Великая Среда. В этот день вспоминается великое падение, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается».  После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме, кроме поклонов у Святой Плащаницы.

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Именно в этот день Господь установил спасительное для нас Таинство Святого Причащения. Православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Тайн. В этот же день в Гефсимании Христос был предан в руки грешников. На богослужении читают 12 Страстных Евангелий: о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, Его пути на Голгофу и распятии.

Великий Пяток. В этот день вспоминаются события ареста Господа и неправедный суд, Его распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа. Утром богослужение Царских Часов. День великой скорби и строгого поста (до выноса Плащаницы полное неядение).

Великая Суббота. Святая Церковь вспоминает погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, сошествие во ад душою и сокрушение царства зла, освобождение душ праведных.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.

О питании в Великий пост

С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:
∙ «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
∙ «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
∙ «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
∙ «разрешение на рыбу».

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Статья написана prepserafim

Перейти к верхней панели